5 принципов успешной импровизации

ИМПРОВИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛЬНАЯ (франц. improvisation, от лат. improvisus – неожиданный), создание художественного произведения (прозаического, музыкального, стихотворного и т.п.) в момент его исполнения.

В применении к театральному искусству термин, как правило, употребляется по отношению к актерской игре, не обусловленной твердым драматическим текстом. Иногда импровизацией называют и актерскую игру, не подготовленную на репетициях.

Будем употреблять термин «свободная импровизация» при отсутствии четко заданных предлагаемых обстоятельств (место действия, образ, ситуация и т.д.). Когда все эти условия придумываются «здесь и сейчас». Такой вид импровизации используется для того, чтобы тренировать фантазию, спонтанность, гибкость воображения. Часто один из туров вступительных испытаний на факультет актерского мастерства и  режиссуры сопровождается просьбой «сымпровизировать», удивить членов комиссии.

Импровизировать, когда в этом совершенно нет опыта, сложно. Все становится проще, когда в основу такой импровизации включены некоторые принципы.


Принцип 1. Импровизируя, будь гибким.
Забудьте про сопротивление во время импровизации! Это то, что без сомнения загубит любую импровизированную игру! Соглашайтесь с любой, даже самой абсурдной задумкой партнера. Вы можете быть и рыбой и беременным мужчиной и жертвой экспериментов сумасшедшего профессора; вы можете находиться в КПЗ, в начале 18-го века, в клетке зоопарка. Подстраивайтесь под любые предлагаемые обстоятельства, которые заданы партнером. Забудьте слово нет.

Принцип 2. Импровизируя, утрируй.
В начале своей импровизаторской деятельности не лишним будет прибегнуть к приему утрирования. Доводите ситуации в буквальном смысле слова до абсурда, прощупывая таким образом, что заводит и веселит зрителя. Не стоит делать это самым главным приемом своих импровизаций, но на начальном этапе это замечательный способ позабавить аудиторию. Заметьте, этот прием частенько используется в современных юмористических ситкомах и передачах.

Принцип 3. Импровизируя, не стой на месте.
Не в прямом смысле слова (хотя, и в прямом тоже не нужно этого делать), а в переносном. Следите за тем, как развиваются события в вашей импровизированной истории. Не нужно говорить что-то только ради того, чтобы говорить, или делать что-то только ради того, чтобы что-то делать. Пусть каждое следующее действие или каждое следующее предложение, которое вы произносите, вносит какую-то новую деталь в историю.

Принцип 4. Импровизируя, следи за тем, кто ведет.
Все же помнят о том, что на сцене обязательно кто-то берет на себя роль ведущего персонажа? Не бывает такого, что ведут два человек или не ведет никто. Обязательно ведет кто-то один. В импровизации это особенно важно. Важно понимать кто задающий. То есть, выходя на сцену, сразу следует понять, кто в данный момент задает ситуацию. Ваш партнер что-то придумал и он задающий? Отлично, ваша задача, вспомнив принцип №1, играть по его правилам. А, может быть, вы что-то придумали? Дайте понять, что у вас есть хорошая идея, начните игру, и ваш партнер начнет подстраиваться под вас.

Принцип 5. Импровизируя, держите ваш корабль на плаву.
Изучив принцип №4, вам будет легче понять пятый принцип импровизации. Бывает так, что вы вливаетесь в чью-то историю, все идет отлично, ситуацию задает партнер, а вы под нее успешно подстраиваетесь. Но вдруг, у вашего партнера заканчивается фантазия, такое случается и это нормально. В этой ситуации все будет замечательно, если вы тут же возьмете инициативу в свои руки и станете задающим. Не нужно бояться таких моментов, это нормально, главное – почувствовать этот момент и тут же перехватить инициативу в свои руки.

 

Кстати, искусству импровизации и этюдным практикам (которые, как известно, тоже строятся на умении моментально выдавать реакцию и работать в партнерстве), можно научиться на наших специальных интенсивах, которые пройдут уже в конце апреля и в мае. Запишитесь в форме обратной связи на участие в них, это очень полезные опыт!